25.05.2016

Категория риска деятельности юрлица повлияет на периодичность контрольных мероприятий


Периодичность, в частности, плановых проверок при осуществлении государственного и муниципального контроля будет зависеть от того, какая категория риска присвоена, например, деятельности юрлица. Предлагается ввести шесть категорий: от низкого уровня риска до чрезвычайно высокого.

Согласно проекту Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации»:
Риск – это вероятность наступления в результате несоблюдения гражданами и организациями обязательных требований событий, следствием которых могут стать потенциальные негативные последствия различной степени тяжести.
Отнесение организаций к той или иной категории риска зависит от:
Вида экономической деятельности;
Масштаба данной деятельности;
Потенциального объема негативных последствий для охраняемых законом ценностей;
Статистики случаев причинения вреда;
Результатов мероприятий государственного и муниципального контроля , проведенных в отношении объектов государственного и муниципального контроля;
Фактов, подтверждающих соблюдение гражданами и организациями обязательных требований, снижение тяжести потенциальных негативных последствий или вероятности нарушения ими обязательных требований;
Иных особенностей, влияющих на потенциальный объем негативных последствий и вероятность причинения вреда для охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере деятельности.
Категория риска – классификация объектов государственного и муниципального контроля с учетом степени тяжести, частоты возникновения, трудности преодоления и возможности распространения потенциальных негативных последствий для охраняемых законом ценностей в результате несоблюдения гражданами и организациями обязательных требований, а также с учетом оценки вероятности несоблюдения ими соответствующих обязательных требований.
Отнесение организаций к категории риска будет предусматривать возможность подачи субъектами заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса опасности, также планируется предусмотреть возможность обжалования.
Категории риска подразделяются на следующие виды:
1) Чрезвычайно высокий риск
Устанавливается режим постоянного государственного контроля и минимальная периодичность проведения плановых мероприятий государственного и муниципального контроля.
2) Высокий риск
Устанавливается максимальная и минимальная периодичность проведения плановых мероприятий государственного и муниципального контроля. Является основанием для проведения внеплановых мероприятий государственного и муниципального контроля.
3) Значительный риск
Устанавливается максимальная и минимальная периодичность проведения плановых мероприятий государственного и муниципального контроля.
4) Средний риск
Устанавливается максимальная периодичность проведения плановых мероприятий государственного и муниципального контроля. Является основанием для выдачи предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и (или) учета данного факта в критериях риска.
5) Умеренный риск
Устанавливается максимальная периодичность проведения плановых мероприятий государственного и муниципального контроля.
6) Низкий риск
Плановые мероприятия государственного и муниципального контроля не проводятся. Внеплановые мероприятия государственного и муниципального контроля не проводятся.
Основание проведение проверки - решение руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, также наличие решения о согласовании проведения проверок органами прокуратуры.
В проекта закона предусмотрен закрытый перечень видов проверок (по аналогии с НК РФ):
Плановая
Внеплановая
Документарная (камеральная)
Выездная
Также стоит заметить, что проверка может осуществляться в срок не более 60 рабочих дней.
Государственный и муниципальный контроль осуществляется в следующих формах:
1)Проверка
Под проверкой понимается совокупность взаимосвязанных действий органа государственного контроля или органа муниципального контроля в отношении конкретного гражданина или организации по оценке соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия) и (или) используемых ими производственных объектов, производимых или реализуемых ими товаров, иных результатов их деятельности обязательным требованиям.
2)Рейдовое обследование
Рейдовое обследование проводится в отношении особо охраняемых природных территорий, лесов и их участков, охотничьих угодий, земель и их участков, дорог и дорожных сооружений, акваторий водных объектов и их водоохранных зон, районов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и на континентальном шельфе, транспортных средств, объектов защиты в процессе их эксплуатации.
3)Наблюдение
Под наблюдением понимается целенаправленное, непосредственное визуальное восприятие, в том числе с применением технических средств видеозаписи, фотосъемки, иных установленных способов визуальной фиксации, в отношении действий граждан, передвижения транспортных средств, состояния территорий, зданий и сооружений, объектов культурного наследия, окружающей среды и отдельных природных объектов, иных объектов с целью своевременного выявления и пресечения нарушений обязательных требований.
4)Мониторинг
Под мониторингом понимается целенаправленное, постоянное, опосредованное получение информации, в том числе содержащейся в отчетности или с применением технических средство деятельности граждан и организаций с целью своевременного предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, оценки и прогноза этих нарушений.
5)Контрольная закупка
Контрольная закупка представляет собой действия по созданию органом государственного контроля ситуации для совершения сделки с целью проверки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Мероприятия государственного и муниципального контроля (надзора) выражаются в осуществлении таких действий как:
Осмотр
Досмотр
Опрос
Получение объяснений (допрос)
Инвентаризация
Экспертиза
Отбор проб (образцов) продукции
Истребование документов (информации)
Изъятие (выемка) документов и предметов
Важно отметить то, что несмотря на обширность и глубину проверок бремя доказывания несоблюдения гражданами, организациями обязательных требований возлагается на органы государственного и муниципального контроля. Таким образом государство устанавливает презумпцию добросовестности в отношении субъектов проверок.
По итогам проверки уполномоченный орган имеет право предпринять следующие меры:
1) Выдать предписание гражданину, организации об устранении выявленных нарушений.
2) Принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3) Принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4) Принять иные меры, предусмотренные федеральными законами, регулирующими осуществление отдельных видов государственного и муниципального контроля.
Также приложением к проекту закона предусмотрено около 140 видов деятельности, по которым могут проводиться проверки в рамках ФЗ.

Периодичность, в частности, плановых проверок при осуществлении государственного и муниципального контроля будет зависеть от того, какая категория риска присвоена, например, деятельности юрлица. Предлагается ввести шесть категорий: от низкого уровня риска до чрезвычайно высокого.

Согласно проекту Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации»:

Риск – это вероятность наступления в результате несоблюдения гражданами и организациями обязательных требований событий, следствием которых могут стать потенциальные негативные последствия различной степени тяжести.

Отнесение организаций к той или иной категории риска зависит от:

  1. 1. Вида экономической деятельности;
  2. 2. Масштаба данной деятельности;
  3. 3. Потенциального объема негативных последствий для охраняемых законом ценностей;
  4. 4. Статистики случаев причинения вреда;
  5. 5. Результатов мероприятий государственного и муниципального контроля , проведенных в отношении объектов государственного и муниципального контроля;
  6. 6.Фактов, подтверждающих соблюдение гражданами и организациями обязательных требований, снижение тяжести потенциальных негативных последствий или вероятности нарушения ими обязательных требований;
  7. 7. Иных особенностей, влияющих на потенциальный объем негативных последствий и вероятность причинения вреда для охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере деятельности.

 

Категория риска – классификация объектов государственного и муниципального контроля с учетом степени тяжести, частоты возникновения, трудности преодоления и возможности распространения потенциальных негативных последствий для охраняемых законом ценностей в результате несоблюдения гражданами и организациями обязательных требований, а также с учетом оценки вероятности несоблюдения ими соответствующих обязательных требований.

Отнесение организаций к категории риска будет предусматривать возможность подачи субъектами заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса опасности, также планируется предусмотреть возможность обжалования.

Категории риска подразделяются на следующие виды:

1) Чрезвычайно высокий риск

Устанавливается режим постоянного государственного контроля и минимальная периодичность проведения плановых мероприятий государственного и муниципального контроля.

2) Высокий риск

Устанавливается максимальная и минимальная периодичность проведения плановых мероприятий государственного и муниципального контроля. Является основанием для проведения внеплановых мероприятий государственного и муниципального контроля.

3) Значительный риск

Устанавливается максимальная и минимальная периодичность проведения плановых мероприятий государственного и муниципального контроля.

4) Средний риск

Устанавливается максимальная периодичность проведения плановых мероприятий государственного и муниципального контроля. Является основанием для выдачи предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и (или) учета данного факта в критериях риска.

5) Умеренный риск

Устанавливается максимальная периодичность проведения плановых мероприятий государственного и муниципального контроля.

6) Низкий риск

Плановые мероприятия государственного и муниципального контроля не проводятся. Внеплановые мероприятия государственного и муниципального контроля не проводятся.

Основание проведение проверки - решение руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, также наличие решения о согласовании проведения проверок органами прокуратуры.

В проекта закона предусмотрен закрытый перечень видов проверок (по аналогии с НК РФ):

  • Плановая
  • Внеплановая
  • Документарная (камеральная)
  • Выездная


Также стоит заметить, что проверка может осуществляться в срок не более 60 рабочих дней.

Государственный и муниципальный контроль осуществляется в следующих формах:

1)Проверка

Под проверкой понимается совокупность взаимосвязанных действий органа государственного контроля или органа муниципального контроля в отношении конкретного гражданина или организации по оценке соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия) и (или) используемых ими производственных объектов, производимых или реализуемых ими товаров, иных результатов их деятельности обязательным требованиям.

2)Рейдовое обследование

Рейдовое обследование проводится в отношении особо охраняемых природных территорий, лесов и их участков, охотничьих угодий, земель и их участков, дорог и дорожных сооружений, акваторий водных объектов и их водоохранных зон, районов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и на континентальном шельфе, транспортных средств, объектов защиты в процессе их эксплуатации.

3)Наблюдение

Под наблюдением понимается целенаправленное, непосредственное визуальное восприятие, в том числе с применением технических средств видеозаписи, фотосъемки, иных установленных способов визуальной фиксации, в отношении действий граждан, передвижения транспортных средств, состояния территорий, зданий и сооружений, объектов культурного наследия, окружающей среды и отдельных природных объектов, иных объектов с целью своевременного выявления и пресечения нарушений обязательных требований.

4)Мониторинг

Под мониторингом понимается целенаправленное, постоянное, опосредованное получение информации, в том числе содержащейся в отчетности или с применением технических средство деятельности граждан и организаций с целью своевременного предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, оценки и прогноза этих нарушений.

5)Контрольная закупка

Контрольная закупка представляет собой действия по созданию органом государственного контроля ситуации для совершения сделки с целью проверки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Мероприятия государственного и муниципального контроля (надзора) выражаются в осуществлении таких действий как:

  • Осмотр
  • Досмотр
  • Опрос
  • Получение объяснений (допрос)
  • Инвентаризация
  • Экспертиза
  • Отбор проб (образцов) продукции
  • Истребование документов (информации)
  • Изъятие (выемка) документов и предметов

 

Важно отметить то, что несмотря на обширность и глубину проверок бремя доказывания несоблюдения гражданами, организациями обязательных требований возлагается на органы государственного и муниципального контроля. Таким образом государство устанавливает презумпцию добросовестности в отношении субъектов проверок.

По итогам проверки уполномоченный орган имеет право предпринять следующие меры:

1) Выдать предписание гражданину, организации об устранении выявленных нарушений.

2) Принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3)  Принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4) Принять иные меры, предусмотренные федеральными законами, регулирующими осуществление отдельных видов государственного и муниципального контроля.

Также приложением к проекту закона предусмотрено около 140 видов деятельности, по которым могут проводиться проверки в рамках ФЗ.

 

< к списку новостей

Последние статьи


Продажа ООО или её доли

Смена адреса ООО, учредителя и директора

Бухгалтерское обслуживание и услуги от КонсалтАудит

Амнистия 2012

Исключение из ЕГРЮЛ