Изменения законодательства о государственной регистрации юридических лиц с 01.01.2016г.

Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ вводит ряд важных положений, направленных на обеспечение достоверности сведений, предоставляемых на государственную регистрацию юридических лиц. Большая часть правил вступает в силу с 01.01.2016г. Его положения касаются в основном двух Федеральных законом – Об обществах с ограниченной ответственностью и о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Нормы, усиливающие административную и уголовную ответственность, уже введены в действие.

В Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» вступят в силу следующие положения, которые увеличивают роль нотариуса в корпоративных процедурах:

1) Факт принятия решения общего собрания участников Общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения.

Таким образом, нотариус будет устанавливать личность гражданина, который принимается в Общество, что позволит исключить возможность внесения сведений в ЕГРЮЛ в отношении физического лица без его ведома. Вместе с тем нельзя не отметить, что это приведет к удорожанию процедуры смены участников Общества, как в процессе обычной хозяйственной деятельности, так и в процессе альтернативного способа ликвидации фирмы.

2) Заявление участника общества о выходе из общества должно быть нотариально удостоверено.

Как и предыдущее положение, с одной стороны, направлено на защиту прав физических лиц (владельцев бизнеса) от регистрации каких-либо изменений без их ведома, и с другой стороны ведут к увеличению расходов в обычном гражданском обороте.

3) Оферта о продаже доли предварительно удостоверяется нотариусом и только после этого направляется через Общество всем участникам.

Так законодатель пресекает возможность оформить сделку купли-продажи доли «задним числом».

4) Удостоверяя сделку по отчуждению доли, нотариус проверяет полномочия лица, отчуждающего долю, а также была ли доля оплачена.

Таким образом, пресекается торговля долями «на бумаге».

5) По общему правилу сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению путем составления одного документа, подписанного сторонами. Сформирован новый перечень случаев, в которых допускается переход доли без нотариального удостоверения. К ним относятся:

- переход доли к Обществу по решению арбитражного суда при нарушении преимущественного права покупки участников или Общества;

- переход доли к Обществу от участника, исключенного из состава участников Общества;

- переход доли к Обществу после истечения срока получения согласия участников на переход доли наследникам умершего участника или при продаже доли с публичных торгов (если получение такого согласия предусмотрено Уставом);

- при обращении взыскания, когда действительная стоимость доли выплачивается кредиторам участника;

- распределение доли, принадлежащей Обществу (если она оплачена) или продажа доли, принадлежащей Обществу (если не оплачена).

В остальных случаях отчуждение доли должно быть нотариально удостоверено.

6) Требование к Обществу о приобретении доли должно быть нотариально удостоверено.

Применимо, если Устав Общества обязывает получить согласие участников Общества на отчуждение доли и оно не получено, если запрещена продажа доли третьему лицу, а участники Общества отказались от приобретения доли.

7) Если Уставом предусмотрено преимущественное право покупки доли Обществом, то оно должно им воспользоваться в течение 7 дней (с момента прекращения преимущественного права покупки участников Общества), если более продолжительный срок не предусмотрен Уставом.

8) Заявителем по подлежащим нотариальному удостоверению сделкам о переходе либо залога доли в уставном капитале Общества будет являться нотариус.

Данное положение призвано защитить собственников бизнеса от принудительного отъема.

В Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» вступят в силу следующие положения, которые обеспечивают достоверность сведений ЕГРЮЛ:

1) Усложнится процедура смены места нахождения. Изначально необходимо подать заявление с приложением документов, подтверждающих право пользования у юридического лица, его руководителя или участника (владеющего не менее 50 % от уставного капитала) помещением по новому месту нахождения. После этого в ЕГРЮЛ вносится запись о том, что Общество находится в процессе изменения места нахождения. Представление документов для регистрации изменения места нахождения запрещено до истечения 20 дней с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Указанный 20-ти дневный срок необходим налоговым органам для того, чтобы проверить достоверность сведений (см. следующий пункт). Регистрация изменения места нахождения юридического лица будет осуществляться инспекцией по новому месту нахождения.

Данные положения не применяются, если новым местом нахождения Общества будет место жительства руководителя организации или участника (владеющего не менее 50 % от уставного капитала). В этом случае применяется старый порядок.

2) Законодатель предоставляет регистрирующим органам возможность провести проверку достоверности сведений, как включаемых в ЕГРЮЛ, так и уже содержащихся в нем. Она проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений как. В новом законе поименованы два повода для проверки (но формулировка позволяет регистрирующим органам не ограничиваться ими): заявление заинтересованного лица и внесение изменений в сведения об Обществе.

Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений сведений об Обществе. Данное заявление должно быть представлено лично с предъявлением паспорта или направлено по почте с удостоверенной нотариусом подписью.

При регистрации Обществом изменений основанием для проведения проверки является возникновение у регистрирующего органа обоснованных сомнений в достоверности сведений. При этом регистрирующий орган может производить следующие действия:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Стоит отметить, что основания, условия и способы проведения этих мероприятий устанавливается органом исполнительной власти. Что, по сути, означает скопление всей полноты полномочий (по нормативному регулированию, исполнению, контролю) у налоговых органов.

До окончания проведения проверки может быть принято решение о приостановлении регистрационных действий, но не более чем на один месяц. Для вновь создаваемых юридических лиц процедура приостановления государственной регистрации не применяется. Заявителю предоставляется время направить в регистрирующий орган документы подтверждающие достоверность вносимых сведений. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Если регистрирующим органом в результате проверки было установлено, что уже содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения недостоверны, то в реестр вносится соответствующая запись.

3) Введены дополнительные основания для отказа в государственной регистрации для определенных категорий лиц, задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. Ограничения на три года для внесения в ЕГРЮЛ сведений о руководителе или участнике будут применяться в случае наличия у данного лица подобного статуса в отношении юридического лица:

исключенного из реестра как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом (также при ее списании по причине наличия у юридического лица признаков недействующего);

по которому в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности;

по которому не исполнено решение суда о принудительной ликвидации.

Введено основание для отказа в государственной регистрации общего характера - несоблюдение установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

4) Предусмотрена возможность представления документов в регистрирующий орган по просьбе заявителя нотариусом в электронном виде, а также получения через нотариуса документов, подтверждающих факт внесения записи в соответствующий государственный реестр или факт отказа в государственной регистрации.

КоАП был дополнен следующими нормами:

1) За представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также повторное непредставление или представление недостоверных сведений предусмотрена безальтернативная дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Для однократного непредставления или представления недостоверных сведений установлена ответственность в виде штрафа от пяти до десяти тысяч рублей.

2) В отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до одного года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности.

3) Введена возможность привлечения к административной ответственности учредителей (участников) юридических лиц.

4) Введена возможность проведения административного расследования в отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Изменена уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц:

1) изменено понятие подставного лица - оно применяется также в отношении лиц, которые являются органами управления юридического лица, при отсутствии у них цели управления юридическим лицом;

2) преступлением будет считаться не только образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, но и любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах;

3) предоставление и приобретение документов для регистрации юридического лица через подставное лицо будет считаться преступлением в любом случае.